Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Прощай, пятиэтажная Москва! Часть 2

Наталья Иванова20 марта 2017 14 258
2017-08-17T19:48:10.250000+00:00
Прощай, пятиэтажная Москва! Часть 2
Что потеряет Москва в ходе программы реновации? Эксперты ожидают ухудшения качества городской среды и отмечают, что главной целью проекта является поддержка бизнеса застройщиков.

Что потеряет Москва в ходе программы реновации? Хотя пятиэтажки есть фактически во всех округах Москвы, и все они будут снесены, махровым цветом реновация расцветет в основном в районах так называемой «срединной зоны» города – таких как Текстильщики, Кузьминки, Царицыно, Черемушки, Перово и так далее. Это те районы, откуда москвичи добираются на работу за 30-40 минут. Вся остальная Москва, за исключением счастливчиков, живущих ближе к центру от срединной зоны, вынуждена полной чашей хлебать издержки оригинальной застройки российской столицы, когда, вопреки всей мировой практике, центр города с условно низкой плотностью населения окружен плотным кольцом многоэтажек.

Эксперты ожидают ухудшения качества городской среды

Вот что говорит о московской застройке президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева: «Застройка в Москве противоречит мировому опыту градостроительства: во всех городах мира плотность ее падает от центра города к периферии, а в Москве все наоборот: центр столицы окружен частоколом высотных зданий на окраине. Очень скоро мы попадем в тупик, особенно в отношении транспортной инфраструктуры».

Надежда Косарева продолжает: «Срединная зона города, занятая сейчас пятиэтажками, обладает бóльшим потенциалом для жилищного строительства, а также для досуга и работы людей. Но плотность пятиэтажной застройки крайне низкая, благами срединной зоны пользуется очень небольшая группа населения. Строительство бóльшего объема жилья позволит и другим москвичам жить в этой комфортной зоне, а не в пригороде».

Юрий Павленков, генеральный директор некоммерческого партнёрства эффективного управления недвижимостью и обеспечения безопасности зданий и сооружений при их эксплуатации «Индустрия Сервейинг», считает, что у программы много уязвимых мест: «Если будет идти увеличение этажности, то возрастет плотность населения, скорее всего, за счет ухудшения качества инфраструктуры. Можно говорить о создании социально-бетонных гетто очень близко к центру Москвы. Качество строительства бетонометров в таком авральном режиме ничего не даст москвичам и не улучшит ситуацию в экономике, а это две основные причины, по которым эта программа могла бы запускаться».

Об ухудшении качества жизни говорит и Ирина Викторовна Ирбитская, советник Союза российских архитекторов (САР), член RUPA (Объединение разработчиков градостроительной документации), лауреат международных и национальных премий в области архитектуры и градостроительства: «Насколько я знаю, у правительства нет каких-то конкретных проектов зачищенных от хрущевок кварталов. Но экстраполируя те процессы, которые происходят в Москве и в ближайшем Подмосковье, можно говорить о том, что скорее всего, это будет башенная застройка, крайне плотная. И все это – вместо обжитого и уютного пространства хрущевских домиков. Сейчас следует ожидать совершенно определенную риторику со стороны властей: будут много говорить о комфортной городской среде, о паркингах, об инфраструктуре. Но, опять же, зная, что происходит в столице, мы можем ожидать ухудшения качества городской среды».

Ирина Ирбитская продолжила: «В отношении транспортной инфраструктуры следует ждать образования пробок везде, где только можно. Потому что, создавая такую плотную городскую среду, нужно переделать всю дорожно-уличную сеть Москвы: сейчас она довольно редкая. Нужно распределить иначе потоки транспорта. Следует пересмотреть схемы движения общественного транспорта. Нужно будет всерьез думать о доступности рабочих мест в этих кварталах: как только мы увеличиваем плотность населения – мы вынуждаем людей садиться в автомобиль, чтобы доехать до работы».

Великое переселение потребует много терпения

Артем Кирьянов, председатель комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты РФ призывает запастись терпением: «Если говорить о краткосрочной ситуации, пока будут сноситься старые дома и строиться новые, то в этот период определенные неудобства москвичи, конечно, почувствуют. Но надо понимать, что жителям любого большого города, тем более города со столичными функциями, приходится мириться с такими неудобствами. Тем, кто не вовлечен в переезд, а будет невольным участником процесса, придется потерпеть и котлованы, и возросшую транспортную нагрузку. Ничего не поделать».

Далее господин Кирьянов продолжил: «Число людей, живущих в новых реконструируемых районах, не должно увеличиться. Хочется на это надеяться. Речь ведь не должна идти о том, что разрабатывается механизм, позволяющий легализовать точечную застройку в Москве. Весь вопрос в том, как москвичи спозиционируют свое отношение к этому вопросу. Я думаю, что мы еще услышим их мнение на публичных слушаниях по поводу конкретных проектов».

У депутата Госдумы Александра Сидякина, заместителя председателя Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, свое представление о механизмах воплощения программы в жизнь: «Будет создан фонд реновации, куда пойдут средства как государственные (часть напрямую из бюджета и часть средств, собранных на капитальный ремонт), так и деньги частных инвесторов. Никто сейчас не знает, в какие сроки это будет сделано – 1580 дней, конечно же, полная ерунда. Также никто не может знать, в какую сумму это обойдется. Застройщики будут выбираться на конкурсной основе. Будут созданы условия, запустится программа, начнет действовать фонд, все это поэтапно – не сразу во всей Москве будут снесены все пятиэтажки. Это очень масштабная программа, и только Москва и может ее себе позволить, учитывая финансирование столицы. Насколько мне известно, переселять планируют в пределах района, за исключением ЦАО, где расселять будут в пределах округа. В пределах района – это значит, что переселят в какой-то соседний квартал».

Депутат отметил, что застройка в Москве происходит с учетом инфраструктуры. «Плюс ко всему современное городское пространство – это не парки и скверики, это полноценное городское пространство, в котором бесконфликтно могут находиться и люди с ограниченными возможностями, и дети, и пенсионеры, и собаководы, – отметил господин Сидякин. – В этом как раз и есть задача обновления пространства, и через него, через это обновление, конкуренции за человеческий капитал».

На вопрос, будет ли принято во внимание мнение москвичей относительно новой программы до того, как Госдума одобрит законопроект, Александр Сидякин ответил: «Законотворчество никогда не предусматривает опросов общественного мнения».

К мнению москвичей никто не собирается прислушиваться

Опрос общественного мнения, кажется, останется за бортом происходящего. Хотя он, как всем понятно, всего лишь иллюзия сопричастности москвичей к грядущей метаморфозе города, задевающей не только жителей пятиэтажек, но всех и каждого в столице. Обещание московских властей прислушаться к мнению жителей – пустые слова, считает Ирина Ирбитская: «Никакой реальной причины для сноса пятиэтажек нет. Иначе были бы проведены довольно широкие опросы – как экспертных мнений, так и мнения общественности. Ничего этого нет. Посмотрите, какая хронология событий: сначала появляется сообщение о том, что будет реализовываться программа сноса пятиэтажек, и уже сформирован некий фонд реновации, без всякого опроса мнения жителей этих домов. И только спустя несколько дней сообщается о предстоящем опросе мнения. Поэтому, я думаю, что никакого опроса населения не будет».

Евгений Блех, замдиректора Центра управления жилищно-коммунальным хозяйством РАНХиГС, д.э.н, профессор, также уверен, что обоснования для сноса нет: «Когда речь идет о сносе 26 млн кв. м – это глобальная задача! – приведите технико-экономическое обоснование. Нет ничего, кроме разговоров, что «мы по просьбе населения оставим их жить здесь, построим «лучше-больше». Собирают общественный совет, Мосгордума рассматривает – это все политические игры. Расчетов никаких. Если бы они были, их бы обязательно показали, потому что это хорошая вещь. А если ничего не показывают, то у меня вопрос: «А был ли мальчик?».

На публикацию в СМИ сообщения о том, что среди жителей пятиэтажек проведут опрос, Евгений Блех заметил: «Да-да, конечно. Я даже знаю, какими будут ответы».

Елена Иванкина считает, что москвичам следует смириться: «Это решение муниципалитета. И даже если часть населения пятиэтажек будет против программы реновации, их все равно выселят».

Программа спасения застройщиков

Итак, конкретных обоснований для сноса пятиэтажек нет или же они представляют собой государственную тайну. Нет сравнительной характеристики преимуществ сноса перед реконструкцией. Нет, не было и не будет правдивого опроса мнения жителей столицы.

Так что же все-таки является движущим механизмом второй волны реновации пятиэтажек столицы?

На этот вопрос отвечает Ирина Ирбитская: «Московскому правительству нужно обеспечить работой и средствами крупных застройщиков и освободить максимально привлекательные территории в Москве для инвесторов. Что бы ни сделали вместо снесенных обжитых районов, но если люди не будут чувствовать защищенность своей собственности и своей городской среды, то какое бы качество ни предоставили по мере реализации нового проекта, у горожан отнимают ощущение устойчивости, чувство стабильности ситуации».

Архитектор продолжила: «Первое, с чего нужно начинать реконструкцию городских кварталов – это с опроса местных жителей. Любой город – это собственность и инструменты ее защиты. Если в городе нет собственников, если у собственников нет чувства защищенности – города быть не может. Это фундаментальный принцип. Когда происходят такие процессы, как предстоящий снос хрущевок, происходит разрушение города. Ну, а за разрушением городов идет разрушение страны, потому что сейчас, в современном мире, страны состоят в основном из городов, а не из деревень. То, что сейчас происходит с хрущевками – это такое большое национальное преступление. И это не громкие слова, это действительно так».

«Все, что мы делаем в жизни – мы делаем для себя и для людей. А у власти еще есть обязанность – работать на людей, – продолжила Ирина Ирбицкая. – Я знаю, как принималось это решение, как происходили процессы, хорошо представляю, кто является инициатором этих процессов, а кто – жертвой. Власти города вырастили себе монополистов в лице крупных застройщиков и крупных инвесторов, и она лишилась управления. Сейчас уже де-факто городом управляет не московская власть. Власть в данном случае исполняет волю крупного бизнеса, оказавшегося в тяжелых экономических условиях в период кризиса. По сути, программа сноса хрущевок – это спасение крупных игроков строительного рынка».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#инфраструктура#реновация#москва
городинфраструктурареновациямосква
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru