недвижимостьЦИАН - база объявлений о продаже и аренде недвижимостиhttps://www.cian.ru/help/about/rules-legal/Город

О безопасности лифтов

10 784 1
О безопасности лифтов
В многоэтажном доме лифты совершают за день сотни рейсов, поднимая и опуская грузы на разные этажи. Подъемные устройства способны выдерживать большие нагрузки даже при очень активной эксплуатации, при условии соблюдения пользователями техники безопасности, а также при недопущении перегрузок и регулярном проведении плановых ремонтов. Что нужно знать о лифте простому обывателю, живущему в типовой «многоэтажке»?

В многоэтажном доме лифты совершают за день сотни рейсов, поднимая и опуская грузы на разные этажи. Подъемные устройства способны выдерживать большие нагрузки даже при очень активной эксплуатации, при условии соблюдения пользователями техники безопасности, а также при недопущении перегрузок и регулярном проведении плановых ремонтов. Что нужно знать о лифте простому обывателю, живущему в типовой «многоэтажке»?
 

Параметры и функционал
 

Российскому потребителю хорошо знакомы марки «КМЗ» и «ЩЛЗ» (продукция Карачаровского и Щербинского лифтостроительных заводов), а также – OTIS, KONE и Schindler. В основном в многоэтажных жилых домах РФ сегодня применяются канатные пассажирские лифты, крепящиеся одним концом троса к кабине, а другим – через шкив лебёдки – к противовесу. В малоэтажных особняках и коттеджах нередко применяются лифты пневматической конструкции либо гидравлические лифты, по принципу работы напоминающие домкрат, весьма экономичные по энергозатратам (при движении кабины такого лифта вниз не расходуется энергия).
 

Лифты бывают с машинным помещением или без него, с различным пределом огнестойкости и прочности комплектующих узлов. Чем выше здание, тем важнее скорость движения лифтовой кабины. Современные скоростные лифты способны развивать скорость до 16 м/с. В высотках с количеством этажей от 25 и выше сегодня устанавливаются лифты с новой системой, позволяющей использовать для перемещения шкивы меньших размеров, нежели в безредукторных и редукторных сложных конструкциях.
 

Кабины лифтов, выпускаемых современными производителями, имеют разные виды внутренней отделки: серийную, оригинальную и повышенной комфортности (люкс). Конструкции пассажирских подъемников предусматривают соблюдение всех современных правил безопасности.
 

Стандартные лифты, установленные в жилых высотных домах России, имеют грузоподъёмность от 400 до 2500 кг, с запланированной высотой подъёма до 25 этажей. Размеры и прочие параметры пассажирских лифтов в жилых домах регулируются стандартами ГОСТ 22845-85.
 

Всё лифтовое оборудование, используемое для монтажа электрического подъемника, должно быть изготовлено специализированными предприятиями по рабочим чертежам и техническим условиям, которые утверждены в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов».
 

Пассажирский лифт, расположенный в обычном жилом доме, состоит из нескольких деталей, каждая из которых подлежит замене или профилактическому ремонту в строго установленный срок. К примеру, лебедка, шкаф управления, вводное устройство, кабина и противовес рассчитаны в среднем на 25 лет эксплуатации, а редуктор, тормоз и ограничитель скорости – на 12,5 лет; срок службы привода дверей и элементов подвески противовеса и вовсе составляет 5 лет.
 

Возможные неисправности
 

Не секрет, что в России инженерные службы, обслуживающие жилые дома, не всегда придерживаются рекомендаций лифтопроизводящих компаний, хотя по правилам мастер должен проводить визуальный осмотр оборудования не реже одного раза в месяц.
 

Чего же ожидать пассажирам лифта в случае пренебрежения коммунальщиков к требованиям инструкции?
 

Скажем сразу: падение лифта в шахту при обрыве тросов – событие маловероятное, фактически невозможное. Кабину пассажирского лифта поднимают от трех до пяти тросов (в зависимости от конструкции), которые никак не могут оборваться одновременно. В случае не только обрыва, но и ослабления хотя бы одного троса сразу сработает блокировочное устройство: ограничитель скорости лифта отреагирует на неожиданное ускорение кабины, под ее корпусом выдвинутся мощные металлические клинья-ловители, и лифт остановится на любом отрезке шахты.
 

Выпадение днища – тоже событие крайне редкостное, из разряда мистических обстоятельств.
 

К типичным неисправностям лифтового оборудования относят:
 

- короткое замыкание в обмот­ках трансформатора или в си­ловой цепи;
 

- западание кнопок вызова этажа;
 

- движение кабины лифта при открытых дверях кабины и шахты;
 

- прохождение кабиной лифта на малой ско­рости заданной оста­новки;
 

- перегорание ламп освещения кабины;
 

- сбой в работе автоматического привода дверей;
 

- выход из строя электродви­гателя;
 

- обрыв ремня или ослабление крепления «кулачков»;
 

- остановку кабины не на уров­не этажей площадки (в случае конструкции с распашными дверями);
 

- стук в редукторе;
 

- повышенный износ шестерен;
 

- отсутствие напряжения на линии и другие сбои в работе подъемника, не влекущие за собой травмирования пассажиров, но способные причинить дискомфорт пользователям, вплоть до «застревания» в шахте.
 

Обычно останавливаются на полпути в процессе движения старые, изношенные подъемники, детали устройства которых постепенно выходят из строя. Пассажирский лифт «склонен» прекращать движение в случае любой неисправности, и пусть эта мера безопасности причиняет пассажирам неудобства, она ограждает их от более серьезных неприятностей, вплоть до угрозы здоровью и жизни.  
 

Часто лифт совершает аварийную остановку в случае сбоя в работе привода дверей, на которые приходится основная нагрузка.
 

В случае отключения в доме электричества кабина лифта механически блокируется в шахте, и даже при появлении электротока устройство подъемника не приводится заново в движение до тех пор, пока лифтер вручную не запустит лифт специальным рубильником.
 

Застряли в лифте. Что делать?
 

Главный совет: не паниковать. Нажмите кнопку вызова диспетчера, и через 10-15 минут придет лифтер и выпустит вас из заточения. Кабина застрявшего лифта ставится на ближайший этаж вручную путем вращения штурвала лебедки. После этого лифтовой мастер открывает двери шахты над кабиной и с ее крыши освобождает пассажиров, открыв им двери специальным ключом.
 

Не стоит пытаться выбраться из лифта самостоятельно: кабина может тронуться с места в любой момент.

 

Пространство лифта не герметично, поэтому застрявшие в кабине пассажиры не рискуют остаться без доступа кислорода в течение получаса, но курить в кабине, разумеется, не стоит.
 

Если кому-то из участников инцидента стало плохо в кабине застрявшего лифта, об этом стоит сообщить диспетчеру, чтобы тот вызвал медиков.
 

В случае если диспетчер не отзывается на вызов, застрявшие в лифте граждане могут позвонить знакомым, попросив их вызвать аварийную службу. В крайнем случае, можно постучать какими-то твердыми предметами по стенкам кабины лифта, позвав жителей подъезда на помощь.
 

Самостоятельная диагностика
 

За состояние лифтов в жилых домах РФ сегодня отвечают управляющие компании. Однако в целях предупреждения аварий жильцы могут сами позаботиться о своей безопасности, обратив внимание на явные неисправности в работе подъемников.
 

Насторожить пользователей должны следующие признаки:
 

- громкий шум и скрипы при движении кабины, вибрация, резкие толчки по прибытии на этаж, изменение скорости движения кабины;
 

- западение кнопок вызова, отсутствие освещения в лифте, отсутствие связи с диспетчером;
 

- визуально диагностируемый физический износ любых частей подъемника.
 

Двери лифта должны открываться полностью, дверь кабины должна останавливаться вровень с уровнем этажного пола, с допустимыми отклонением в 3-4 см.
 

В случае столкновения с каким-то предметом в процессе автоматического закрытия двери кабины должны прекратить движение и начать заново открываться.
 

Жители дома должны незамедлительно сообщать диспетчеру об актах вандализма, повлиявших на работу лифта.
 

Лифты являются частью общедомового имущества, поэтому их обслуживание и текущий ремонт осуществляются за счет средств, отчисляемых жильцами на капремонт. В случае необходимости замены лифтового оборудования это решение принимается общим собранием жильцов, после чего работы оплачиваются средствами из местного или федерального бюджета либо средствами, собранными на капремонт собственниками жилья.

За период с 2015 по 2016 годы в России заменили более 15 тысяч лифтов за счет городских бюджетов, по большей части – в Москве и Санкт-Петербурге.
 

Прогресс не стоит на месте
 

Лифтовая индустрия во всем мире в последние годы развивается довольно бурными темпами. Уже созданы пассажирские лифты с применением регулируемых приводов на базе частотных преобразователей, с источниками бесперебойного питания, с применением фотобарьеров и вызывных кнопок с азбукой Брайля. Во многих городах мира существуют панорамные лифты с прозрачными стенами и полом, расположенные как внутри, так и снаружи зданий. Компания Schindler разрабатывает интеллектуальные решения для оптимизации в высотных зданиях пассажиропотоков. Фирма OTIS уже 7 лет тестирует бесприводной скоростной лифт, проводя испытания в высокоэтажном здании-полигоне OTIS в Китае. Эта перспективная схема должна сыграть революционную роль в высотном строительстве. Не отстает от конкурентов и компания KONE, постоянно модернизируя уже существующие модели подъемников с целью экономии энергозатрат. В финском городе Лохье находится самый высокий испытательный «полигон» для лифтов, обустроенный в бывшей шахте по добыче известняка, уходящий под землю на 333 метра.
 

В Берлине есть лифт, функционирующий внутри огромного цилиндрического аквариума: панорамный «АкваДом» привлекает каждый день толпы туристов. Швейцарский лифт «Хамметшванд», поднимающий посетителей на гору Бургеншток, много лет удерживает статус высочайшего в Европе открытого лифта, с верхней площадки которого открывается живописный вид на Люцернское озеро.
 

Китайский прозрачный «Байлонг» («Сто драконов»), построенный на склоне горы Чжанцзяцзе высотой 360 метров, – самый высокий свободнодвигающийся лифт в мире. Одновременно в его двухэтажной кабине могут находиться до 50 человек.
 

Скоростной лифт в небоскребе «Тайбэй 101» в Тайване поднимает пассажиров до 101 этажа со скоростью 16,8 метра в секунду.

Комментарии 1
Andrey27 января 2017, 14:21

насколько я знаю, мос.правит. выделяет на ремонт лифта примерно 37.000 руб, и лифтообслуживающие организации задают вопрос - как на эти деньги отремонтировать лифт?
Вопрос я задал знакомому, который работал в Управлении Единого Заказчика, сразу после падения лифта на ул.Островитянова

Ответить
Сейчас обсуждают
редакцияeditorial@cian.ru